Стартер ДТ-20. Восстановление.

Тракторы лёгких серий, типа ХТЗ-7, ДТ-14, ДТ-20, ДВСШ-16 (Т-16), Т-25...

Модератор: ДТ-20

Стартер ДТ-20. Восстановление.

Сообщение ДТ-20 » 24 июн 2016, 20:20

Уважаемые форумчане!
Знаю не понаслышке, что стартер для трактора ДТ-20 самое больное место. Думаю, что на втором месте рулевая колонка, а на третьем - головка блока.
Если считаете, что ошибаюсь - поправьте.
Так вот, я восстановил стартер собственными силами и хочу рассказать всем, как это сделать, а тем, у кого нет вообще родного стартера, рассказать, как сделать такой из доступных на рынке стартеров от Победы, ЗиМа и ГАЗ-51, 63 или 69 и подобных....
Любые комментарии приветствуются!
Итак, начнем:
У меня в наличии был не работающий стартер СТ-201, который не вращался, потребляя при этом огромный ток.
IMG_2725.JPG
Вот такой. "Родной" СТ-201А

Разборка показала, что стартеру полный капут. И щетки были сточены до нуля, и шестерня выкрошена и сточена, и обмотка ярма (статора) была повреждена. Хороший вариант, чтобы продемонстрировать, что всё в наших руках;-)
DSC_1208.jpg
Щетки... бывшие.

Бендикс.jpg
бендикс умер... не до конца:-)
ДТ-20
 
Сообщения: 115
Зарегистрирован: 22 фев 2014, 20:12

Re: Стартер ДТ-20. Восстановление.

Сообщение ДТ-20 » 24 июн 2016, 20:29

Схема подключения пробника. На всякий случай проверил изоляцию обмоток ярма, хотя и так было видно, что изоляция разрушена. Но для эффекта покажу, как проверять. Нужно взять лампу на 220 вольт, патрон и провода. Сразу предупреждаю! Работа с напряжением 220 Вольт опасна для жизни! Поэтому делаем всё предельно аккуратно, не касаясь оголенных частей руками, втыкаем провода в розетку одной (желательно, правой) рукой. Стоим в обуви на резиновой подошве. Остальные меры прочитаете в интернете.
Схема подключения для проверки изоляции на рисунке ниже:

Схема подключения пробника.jpg


Если лампа загорится, значит обмотка "коротит" на корпус и требует замены изоляции. Я нашел более простой способ, но об этом дальше.

У меня было так...

DSC_1215.jpg
Видно искрение и лампочка загорается.


Разбираем всё, к чёртовой матери!
Но аккуратненько складываем запчасти в коробочку, чтобы потом всё отдефектовать и принять решение о дальнейшем применении.
ДТ-20
 
Сообщения: 115
Зарегистрирован: 22 фев 2014, 20:12

Re: Стартер ДТ-20. Восстановление.

Сообщение ДТ-20 » 24 июн 2016, 20:43

Очищаем якорь. Можно тряпкой, смоченной в бензине. Осматриваем якорь на предмет разрушения изоляции, отпайки концов обмотки от коллектора, износ шлицев бендикса. Измеряем диаметры шеек, но, оп опыту, они не сильно изнашиваются.
Сразу скажу, что ремонт обмотки якоря - дело очень сложное и без специальных приспособлений обойтись крайне трудно. Некоторые товарищи умудряются выпрессовывать обмотку, сваривать вал из двух половинок и т.п., но я откровенно считаю, что всё это будет недолговечно. Поэтому, лучше поискать нормальный якорь, если ваш пришел в негодность. Можно использовать от выше упомянутых стартеров СТ-8, СТ-15 от Победы, Газона и ЗиМа.

DSC_1210.jpg
Вот такой у меня был якорь.


Всё хорошо, кроме коллектора, который от взаимодействия со щетками имел износ в виде канавки посередине.

DSC_1211.jpg


Его необходимо проточить на станке "как чисто" и отшлифовать мелкой шкуркой (№800 и выше).

DSC_1220.jpg
ДТ-20
 
Сообщения: 115
Зарегистрирован: 22 фев 2014, 20:12

Re: Стартер ДТ-20. Восстановление.

Сообщение ДТ-20 » 24 июн 2016, 20:47

После проточки и шлифовки необходимо углубить изоляцию между пластинами коллектора.
Я использовал для этих целей обломок от ножовки по металлу.

DSC_1221.jpg


Должно получиться примерно так:

DSC_1222.jpg


Якорь откладываем в сторону, мы его подготовили.
ДТ-20
 
Сообщения: 115
Зарегистрирован: 22 фев 2014, 20:12

Re: Стартер ДТ-20. Восстановление.

Сообщение ДТ-20 » 24 июн 2016, 20:58

Приступаем к ярму. Именно правильное название корпуса электрической машины постоянного тока - ярмо, а не статор, как многие привыкли говорить. Статор - у машин переменного тока.
Берем ударную отвертку и отворачиваем винты крепления башмаков обмотки возбуждения.

DSC_1224.jpg


В моем случае было видно невооруженным глазом, что обмотке, а точнее, её изоляции пришел конец.

DSC_1226.jpg


Сразу оговорюсь, что обмотка возбуждения ремонтируется и в интернете можно посмотреть, как. Однако, мой опыт был неудачным, так как я использовал слишком толстую киперную ленту и обмотка не встала на башмаки. Точнее встала, но якорь не вращался.
Поэтому я решил пойти путем эксперимента. А именно, взял и купил в магазине недорого (порядка 600 рублей) обмотку от стартера для Волги или ГАЗ-53. Это стартер СТ-230Е.

DSC_1232.jpg
Обмотка возбуждения СТ-230Е


Как видно из фотографии, соединены обмотки так же, как и у стартера СТ-201. То есть, по концам крайних обмоток есть выводы и посередине между обмотками в месте их соединения также есть вывод. на это следует обратить внимание, так как я встречал обмотки, спаянные по-другому.
Немного надо подумать, как вывести средний контакт обмоток наружу. К сожалению, фотографий я не сделал, но вкратце решил задачу так: Взял медный болт, сточил его шляпку так, чтобы она поместилась в расстояние между средними обмотками и сделал пропил, чтобы в него вошла перемычка, соединяющая выводы обмоток. Затем просверлил маленькое отверстие и ввернул в него маленький винтик, предварительно нарезав резьбу М4.
ДТ-20
 
Сообщения: 115
Зарегистрирован: 22 фев 2014, 20:12

Re: Стартер ДТ-20. Восстановление.

Сообщение ДТ-20 » 24 июн 2016, 21:14

Для крепления этой обмотки к ярму я использовал башмаки от стартера СТ-230, но, думаю, что можно и даже лучше использовать и "родные" башмаки, подточив их под размер новой обмотки, если не жалко. Зазор между башмаками и якорем оказался великоват и я думал, что магнитное поле будет недостаточным, чтобы обеспечить необходимый крутящий момент. Мои опасения подтвердились и измерения, проведенные после сборки стартера показали, что момент порядка 1.5 кгс/м, что раза в два ниже номинального. Однако двигатель пускается легко.

Далее необходимо заменить втулки, в которых вращается вал якоря. Я пошел в магазин запчастей и купил два ремкомплекта для стартеров: от ВАЗ "классики" и от ГАЗ т.е. от СТ-230. Втулки передняя и задняя - от СТ-230 ,а промежуточная - от жигулевского. Она имеет внутренний диаметр 21 мм.
! ВАЖНО! Втулки необходимо запрессовывать плавно, без ударов (тисками или прессом), так как материал - медно-графитовый сплав очень хрупкий. Коме того очень много брака, так что не удивляйтесь, если нежно запрессованная вами втулка раскрошится. На крайний случай можно выточить втулки нужного размера из бронзы, но в этом случае их придется периодически смазывать графитной смазкой.

DSC_1318.jpg


IMG_4204.JPG
Запрессовка новой втулки


Проверяем на задней крышке, хорошо ли держатся щеткодержатели. Напоминаю, что одна пара из них должна быть изолирована от корпуса через текстолитовые прокладки. В случае расшатывания аккуратно подклепываем молотком, но не сильно ,чтобы не расколоть текстолит!

DSC_1319.jpg
Втулка, запрессованная в заднюю крышку.
ДТ-20
 
Сообщения: 115
Зарегистрирован: 22 фев 2014, 20:12

Re: Стартер ДТ-20. Восстановление.

Сообщение ДТ-20 » 24 июн 2016, 21:18

Не забываем, что чистота - залог здоровья, в том числе и стартера. Поэтому всё хорошенько очищаем, отмываем и грунтуем.

IMG_4200.JPG


IMG_4201.JPG


DSC_1309.jpg
Грунт, например такой.
ДТ-20
 
Сообщения: 115
Зарегистрирован: 22 фев 2014, 20:12

Re: Стартер ДТ-20. Восстановление.

Сообщение ДТ-20 » 24 июн 2016, 21:43

Приступаем к самому интересному и ответственному мероприятию - реставрации обгонной муфты или, в простонародии, "бендикса". Сразу скажу, из-за того, что стартер СТ-201 эксклюзивный, т.е. вращается не в ту сторону, то и бендикс для него нужен не простой. Поэтому покупаем в магазине бендикс от стартеров для ГАЗ с двигателем ГАЗ-53 или 24 или 402, но не 406!! У данных бендиксов модуль зацепления 2,5, такой же, как у нашего СТ-201. Бендикс должен быть либо от стартера СТ-230, либо от другого, но желательно безредукторного.
У меня валялся нехоженный, где-то 80-х годов выпуска. Но в магазинах сейчас продаются и новые, которые более продуманы с точки зрения исполнения запорного механизма.
На фото слева старый, справа - новый.

IMG_4206.JPG


IMG_4207.JPG


Задача: Приделать к нижней части старого бендикса (где находится скользящая втулка, пружина и муфточка под вилку включения), верхнюю часть от нового бендикса, перевернув ее "с ног на голову".

Для этого разбираем бендикс старого стартера и отрезаем от него нижнюю часть, как видно из фото

IMG_4209.JPG
ДТ-20
 
Сообщения: 115
Зарегистрирован: 22 фев 2014, 20:12

Re: Стартер ДТ-20. Восстановление.

Сообщение ДТ-20 » 24 июн 2016, 21:51

Резал маленькой болгаркой с тонким кругом. Аккуратно. Потом отбил молотком и сточил выступающие бонки.

IMG_4216.JPG


Новый бендикс также разобрал, но ничего пока не отрезал.

IMG_4215.JPG


Теперь нужно приварить верхнюю часть нового бендикса к нижней части старого, соблюдая соосность.
Для этого пришлось выточить переходной центрирующий шаблон. Как он выглядит - видно из фотографии. Диаметры подобраны таким образом, чтобы обеспечивалась посадка с минимальным зазором.

IMG_4218.JPG
ДТ-20
 
Сообщения: 115
Зарегистрирован: 22 фев 2014, 20:12

Re: Стартер ДТ-20. Восстановление.

Сообщение ДТ-20 » 24 июн 2016, 21:59

Собирается всё так:

IMG_4220.JPG


IMG_4221.JPG


Затем, привариваем корпус нового бендикса к площадке старого и аккуратно болгаркой с тонким кругом отрезаем от нового бендикса втулку. Так, чтобы глубина корпуса нового бендикса осталась максимальной. Смотри внимательно фото:

IMG_4225.JPG
Справа - остатки от нового бендикса
ДТ-20
 
Сообщения: 115
Зарегистрирован: 22 фев 2014, 20:12

След.

Вернуться в Технические вопросы тракторов лёгких серий

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron